Logo Black Gl.png

Мясо северных морей

Историки рассказали о ярких страницах рыбной отрасли Кольского края

Встреча состоялась в Государственном архиве Мурманской области. На ней присутствовали ведущие краеведы Заполярья. Они выступили с докладами, посвященными истории развития рыбной отрасли на Русском Севере. Хронология исследований — от времен архангельских поморов, ловивших рыбу у берегов Кольского полуострова, строительства железной дороги, связавшей наш край со столицами, развития сельдяного промысла на Мурмане, освоения заполярными рыбаками районов промысла в Атлантике и до наших дней.

Промысел город спас

Кандидат исторических наук Дмитрий Жалнин рассказал о связи строительства железной дороги в 1914-1916 годах с необходимостью кроме обеспечения доставки военных грузов на фронта Первой мировой войны еще и поставок в центральную Россию рыбной продукции, которую поморы вылавливали на Мурмане. В частности, он внимательно проанализировал отчет об экспедиции 1916 года, составленный Валерианом Ляхницким. В нем — данные об изысканиях на побережье Мурмана с целью строительства глубоководного порта. Дмитрий Жалнин обратил внимание, что в этом же отчете содержатся сведения о местах, где возможно развернуть строительство так называемых рыбачьих портов-убежищ.

— Были детально разработаны места организации этих портов-убежищ для рыболовецких судов, устройство причальных стенок, территории для разгрузки рыбы. При первом же взгляде бросается в глаза сходство с норвежскими рыболовными поселениями, — рассказал Дмитрий Жалнин. Он отметил, что экспедиция Ляхницкого проводилась на деньги, которые первоначально были предназначены для развития рыболовства на Русском Севере.

— Таким образом, мурманский порт возник в том числе и благодаря господдержке рыбных промыслов. После Первой мировой войны он перестал быть таким нужным. Население города сократилось, стоял даже вопрос о закрытии Мурманска и порта. И спасло тогда только одно — рыба. С 1923 года начинается перебазирование сюда тралового флота, и Мурманск превращается в крупнейший рыбопромысловый порт, — рассказал историк.

Помощь голодающим

Журналист, поэт и краевед, пресс-секретарь Октябрьской железной дороги Василий Рябков рассказал о своем исследовании, которое касалось истории так называемых рыбных поездов. Их формировали в годы Великой Отечественной войны в Мурманске и отправляли жителям блокадного Ленинграда.

— Тема вроде бы хорошо известная, описана в воспоминаниях Василия Прокофьева, который в то время был секретарем Мурманского горкома ВКП(б), подлинная рукопись хранится в областном архиве. Но есть и факты, которые не очень хорошо известны, — рассказал Василий Рябков. — Несмотря на ограниченные запасы рыбы в самом Мурманске, решено было помочь голодающему Ленинграду. В первом рыбном эшелоне было отправлено 9 тонн медицинского жира, 40 тонн соленой семги, 50 тонн сельди и еще 100 тонн разной другой рыбы.

Василий Рябков выяснил, что всего состав состоял из 12 вагонов. Из-за недостатка паровозов, топлива, постоянных бомбежек он шел почти месяц. Доставив состав до места — станции Жихарево — его разгрузили, дальше рыбу везли по Дороге жизни в Ленинград на грузовиках. Все сразу же распределили по госпиталям, детским учреждениям, предприятиям и воинским частям.

— Есть мнение, что обратно эшелон шел не порожним, не исключено, что из Ленинграда в Мурманск были доставлены станки для производства боеприпасов и вооружения, — рассказал Василий Рябков. — Известно, что рыбный поезд был не один. Сколько точно их отправили, неизвестно, но я склоняюсь к тому, что не менее пяти.

Белая кость

Доклад доктора исторических наук Александра Порцеля содержал сведения о целях и результатах советских поисковых экспедиций, которые направлялись из Мурманска в конце 40-х — начале 50-х годов прошлого века к берегам Исландии и Шпицбергена для поисков возможных районов промысла сельди. Данные экспедиции внесли большой вклад в закрепление этих экономических районов за советскими рыбаками и решение важных задач по обеспечению населения страны рыбной продукцией.

— Приказ об организации в срочном порядке поисковых экспедиций в северную Атлантику появился в 1949 году, большинство пунктов его было под грифом «секретно», — рассказал Николай Порцель. — Первые походы показали, что перспективы сельдяного промысла в этих районах большие, ловить можно, и вскоре была создана специализированная организация «Мурмансельдь». В 1950 году к Исландии за сельдью отправились 28 судов, еще 20 — к Шпицбергену. Позже эти новые районы стали на долгие годы основной промысловой базой для мурманских рыбаков.

Обсуждая доклад, историки отмечали, что в те годы рыбаки, работавшие в траловом флоте и «Мурмансельди», были в городе, что называется, белой костью, они получали гигантскую зарплату, и их уровень жизни серьезно отличался от жизни простых горожан. Сотрудник Государственного архива Мурманской области, историк и писатель Дмитрий Ермолаев процитировал заметку из «Полярной правды» 50-х годов: «В Мурманск поступили 25 новых автомашин «Волга». Все они были куплены работниками рыбной промышленности».

Котлета для бедных?

Кандидат экономических наук, краевед и книгоиздатель Игорь Циркунов подготовил кулинарно-историческое исследование о роли селедки в российской кухне, истории промысла этой рыбы в Российской империи и Советском Союзе, причинах популярности у домохозяек и секретах засолки у рыбаков из разных рыболовных народов.

— Долгое время считалось, что основная рыба на Мурмане — это треска, палтус, окунь, если попадался, а остальной прилов не рассматривался серьезно. Селедку использовали как наживку для основной рыбы — трески. Как только на смену ярусному лову приходит траловый, начинают массово ловить и селедку.

По словам Игоря Циркунова, перелом произошел в 1933-1935 годах, когда сельдь активно заходила в заливы Мурмана.

— Ее облавливали сетями, вычерпывали сачками, этой рыбы стало много на прилавках магазинов, причем не только Мурманска, но и других городов страны. И люди распробовали ее, — рассказал Игорь Циркунов.

Как говорили голландцы, селедка — котлета для бедных. Поначалу к ней действительно так относились.

Но к середине XX века у людей произошел кулинарный переворот в сознании, пришло понимание, что селедка — это тоже рыба. Стоит относительно недорого, да и готовить ее легко, самое сложное блюдо — селедка под шубой. Сегодня в России это самая потребляемая рыба, ее едят даже больше, чем лососевых и минтая.

А вообще, говоря о потреблении рыбы, ученые вспоминали рассказы наших рыбаков, ходивших «в загранку», к примеру, к берегам Анголы или Аргентины. Те удивлялись, как дорого у них стоит рыба, гораздо дороже, чем мясо. У нас же, наоборот, свинина и говядина в советские годы были в дефиците, а рыба с прилавков не исчезала никогда. Добывая ее — мясо северных морей, рыбаки Мурмана решали стратегическую задачу — накормить людей, избежать голода.

Главная профессия

Подводя итог встречи, Дмитрий Ермолаев отметил, что вся история Мурманска тесно связана с рыболовством.

— Первая гостиница в Мурманске — «Желрыба», первый микрорайон — рабочий городок Севгосрыбтреста, ныне Жилстрой, первый Дом культуры — ДК рыбников, сейчас носит имя Кирова, первые каменные жилые дома называются капитанскими, — отметил Дмитрий Ермолаев. — Всех высоких гостей города всегда в первую очередь возили в рыбный порт. Есть фотография, где Фидель Кастро позирует с огромным палтусом. Маршал Устинов восторгался нашими рыбными пельменями. А свою знаменитую фразу, про «дважды дорогих мурманчан» Хрущев, прежде чем произнести на стадионе, сказал на совещании работников рыбной промышленности.

Свой доклад Дмитрий Ермолаев посвятил теме «Рыбные промыслы и мурманские рыбаки в советском художественном кинематографе». Дмитрий подробно рассказал о фильмах, которые снимались на Кольском полуострове с 1930 годов до конца XX века.

Следующая встреча с участием мурманских историков пройдет в Государственном архиве Мурманской области в апреле будущего года и будет посвящена юбилею нашего региона.

Мурманский вестник автор Юдков Сергей